Российская Федерация

Арбитражный суд Забайкальского края

Решение от 11 июня 2019 года

По делу № А78-3978/2019

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 11 июня 2019 года.

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сюхунбин Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Сумароковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

(Росприроднадзора) по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550021936, ИНН 7536056390) о

привлечении Акционерного общества «Забайкалспецтранс» (ОГРН 1097536007040, ИНН

7536105600) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

Министерство природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН

7536095945) и Департамент государственного имущества и земельных отношений

Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984),

при участии в судебном заседании (до и после перерыва) представителей:

от Управления Росприроднадзора: Барковской Н.Н., по доверенности № 06-02-03/7 от 30

апреля 2019 года (до и после перерыва);

от АО «Забайкалспецтранс»: Шишмаревой К.Б., по доверенности № 51 от 31 августа 2018

года (до перерыва);

от третьих лиц:

от Министерства: Черепановой Т.А., по доверенности от 3 июня 2019 года № 106 (до

перерыва); Кононыхина А.С., по доверенности от 31 мая 2019 года № 105 (до и после

перерыва);

от Департамента: Новожиловой О.В., по доверенности от 27 сентября 2017 года (до

перерыва);

при участии в судебном заседании 10 июня 2019 года во исполнение определения суда от

3 июня 2019 года законного представителя ООО «Экология плюс»: генерального

директора Насоловец Н.В. (личность установлена по паспорту);

Установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

(Росприроднадзора) по Забайкальскому краю (далее – Управление Росприроднадзора,

административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении

А78-3978/2019 2

Акционерного общества «Забайкалспецтранс» (далее – АО «Забайкалспецтранс»,

Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП

Российской Федерации).

Заявление согласно реестру электронного распределения дел поступило на

рассмотрение судье Сюхунбин Е.С., вопрос о принятии заявления к производству

рассматривался судьей Переваловой Е.А. в порядке взаимозаменяемости судей на

основании распоряжения № А78-К-3/3-19 от 11 января 2019 года.

Определением 21 мая 2019 года (т. 2, л.д. 135) суд привлек к участию в деле в

качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно

предмета спора, Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее –

Министерство) и Департамент государственного имущества и земельных отношений

Забайкальского края (далее – Департамент).

Представитель Управление Росприроднадзора доводы заявления поддержала и

указала, что Общество осуществляет деятельность в сфере обращения с отходами

(размещение отходов I-IV класса опасности) в отсутствие соответствующей лицензии.

Представитель АО «Забайкалспецтранс» доводы административного органа

оспорила по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель Департамента высказала позицию согласно письменным

пояснениям.

Министерство письменный отзыв на заявление не представило, однако в судебном

заседании 3 июня 2019 года представители третьего лица поддержали позицию

административного органа.

24 мая 2019 года в суд от АО «Забайкалспецтранс» поступило ходатайство о

приобщении к материалам дела копии договора № 412-О на обращение с отходами от 19

марта 2019 года.

В судебном заседании 3 июня 2019 года представителем Департамента для

приобщения к материалам дела представлены пояснения от 3 июня 2019 года.

Названные документы приобщены к материалам дела.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации (далее – АПК Российской Федерации) в судебном заседании 03 июня 2019

года объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 10 июня 2019 года, о чем было сделано

публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном

сайте арбитражного суда.

5 июня 2019 года во исполнение определения суда от ООО «Экология Плюс»

представлены письменные пояснения от 4 июня 2019 года с приложением сообщения от 3

июня 2019 года о расторжении договора на обращение с отходами № 412-О от 19 марта

2019 года, копии отчета об отправке по электронной почте и копии лицензии № (75)-1931-

СТОУ от 25 октября 2016 года на осуществление деятельности по сбору,

транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV

классов опасности.

Названные документы приобщены к материалам дела.

В судебное заседание 10 июня 2019 года явка представителей Общества и

Департамента не обеспечена.

На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 10

июня 2019 года объявлялся перерыв до 17 часов 30 минут 10 июня 2019 года.

После перерыва в судебное заседание явка представителей лиц, участвующих в

деле, не обеспечена.

10 июня 2019 года в суд по каналам факсимильной связи от Управления

Росприроднадзора поступили дополнение № 04-19/233 от 10 июня 2019 года с

приложением копии лицензии № (75)-3009-СТО от 21 февраля 2017 года на

А78-3978/2019 3

осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,

обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Указанные документы приобщены судом к материалам дела.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле (до и после перерыва в

судебном заседании), исследовав имеющиеся материалы дела, в том числе дополнительно

представленные документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 29 марта 2019 года № ЮЭ9965-19-35127990 (т. 1,

л.д. 41-59) АО «Забайкалспецтранс» зарегистрировано в качестве юридического лица 27

октября 2009 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер

1097536007040.

По договору аренды земельного участка № 1195/09 от 30 ноября 2009 года,

заключенного с Департаментом (т. 2, л.д. 102-106), Обществу во временное владение и

пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 75:32:040362:2,

площадью 284 335 кв. м. (28,4335 га), под складирование твердых бытовых отходов,

местоположение которого установлено: а. д. Чита – Хабаровск, 1 км, стр. 1, (г. Чита, в 3,5

км восточнее п. Ивановка).

Согласно дополнительному соглашению № 953 от 26 августа 2014 года срок

договор аренды земельного участка № 1195/09 продлен по 31 августа 2024 года (т. 2, л.д.

108-111).

 

На основании распоряжения от 18 февраля 2019 года № 23-р (т. 1, л.д. 98-104) в

отношении Общества должностными лицами Управления Росприроднадзора проведена

внеплановая выездная проверка, в ходе которой произведен осмотр используемой

Обществом свалки ТБО по адресу: Забайкальский край, автомобильная дорога Чита –

Хабаровск, 1 км., стр. 1 (г. Чита, в 3,5 км. восточнее п. Ивановка), и установлено, что

свалка ТБО огорожена железобетонным забором. При входе на территорию с юго-

восточной стороны расположено здание хозяйственно-бытового назначения, в котором

осуществляется регистрация автотранспортных средств с указанием объема ввозимых

отходов на свалку ТБО. С южной стороны данного здания расположен гараж. В ходе

натурного осмотра территории свалки ТБО имеются следы горения отходов, засыпанные

грунтом. На момент осмотра свалки ТБО осуществлялась разгрузка отходов

автотранспортом (КАМАЗ мусоровоз, гос.номер К918КА75RUS) АО

«Забайкалспецтранс». На территории свалки ТБО присутствовала спецтехника, а именно

бульдозер, осуществляющий уплотнение отходов.

Специалистами Агинского отдела лабораторного анализа и технических измерений

(ЦЛАТИ) ФГБУ ЦЛАТИ по СФО произведен отбор проб отходов определения класса

опасности: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы

упаковки из бумаги и картона, загрязненные нефтепродуктами; покрышки

пневматических шин с металлическим кордом отработанные; мусор от офисных

(исключая крупногабаритный) и бытовых помещений организаций несортированный;

пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы

(мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли

продовольственными группами товаров; фильтры очистки масла автотранспортных

средств отработанные; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными

материалами; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; тара из черных

металлов, загрязненная нефтепродуктами, о чем составлены соответствующие протоколы

от 21 февраля 2019 года (т. 1, л.д. 106-135).

В этот же день (21 февраля 2019 года) должностным лицом Управления

Росприроднадзора составлен акт осмотра (т. 2, л.д. 65-71).

В соответствии с протоколами испытаний отходов (т. 1, л.д. 136-149; т. 2, л.д. 1-4) и

экспертными заключениями (т. 2, л.д. 5-64) отобранные отходы относятся к III-IV классу

опасности отходов для окружающей среды.

А78-3978/2019 4

В свою очередь, у АО «Забайкалспецтранс» имеется лицензия № (75)-3009-СТО от

21 февраля 2017 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию,

обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с

выполняемыми (оказываемыми) видами работ (услуг) по сбору отходов I-IV классов

опасности, транспортированию I-IV классов опасности, обработке III-IV классов

опасности по месту осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Чита, ул. Сухая

Падь, 11.

При этом лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV

классов опасности на свалке ТБО по адресу: Забайкальский край, автомобильная дорога

Чита – Хабаровск, 1 км., стр. 1 (г. Чита, в 3,5 км. восточнее п. Ивановка), у Общества

отсутствует.

Результаты внеплановой выездной проверки отражены в акте № Т-026-в от 11

марта 2019 года (т. 1, л.д. 84-93).

Выявленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении

Общества дела об административном правонарушении, о чем 26 марта 2019 года

должностным лицом Управления Росприроднадзора составлен соответствующий

протокол № 04-054/2019 (т. 1, л.д. 73-78).

На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП Российской

Федерации, статьи 202 АПК Российской Федерации Управление Росприроднадзора

обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении АО

«Забайкалспецтранс» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП

Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае заявление

административного органа подлежит удовлетворению по следующим причинам.

Согласно части 2 статьи 206 АПК Российской Федерации по результатам

рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности

арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной

ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о

привлечении к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК Российской Федерации при

рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд

в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для привлечения к

административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации установлена административная

ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального

разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно

(обязательна).

Следовательно, объективной стороной названного правонарушения является

осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения

(лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от

24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении

особенной части Кодекса Российской Федерации об административных

правонарушениях» разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой

необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента

получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

В свою очередь, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в

целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью

граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и

культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства,

возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и

индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (часть 1 статьи 2

А78-3978/2019 5

Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов

деятельности» (далее – Закон о лицензировании)).

Согласно статье 3 Закона о лицензировании лицензия представляет собой

специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или

индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ,

оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое

подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе

или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае,

если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи

такого документа в форме электронного документа.

Статьей 9 Закона о лицензировании предусмотрено, что лицензия предоставляется

на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального

закона (часть 1).

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию,

вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей

территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская

Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской

Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия

решения о предоставлении лицензии (часть 2).

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании

деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,

размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Аналогичные положения предусмотрены в пункте 1 статьи 9 Федерального закона

от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-

ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления (далее –

отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства,

выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются,

предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим

Федеральным законом; обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению,

транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор

отходов представляет собой прием отходов в целях их дальнейших обработки,

утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку,

утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов – это

перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка,

находящегося в собственности юридического лица или индивидуального

предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов –

хранение и захоронение отходов; хранение отходов – складирование отходов в

специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях

утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов – изоляция отходов, не

подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях

предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

При этом объектами размещения отходов могут быть специально оборудованные

сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том

числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в

себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Статьей 4.1 Закона № 89-ФЗ определено, что отходы в зависимости от степени

негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с

критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды,

на пять классов опасности:

I класс – чрезвычайно опасные отходы;

А78-3978/2019 6

II класс – высокопасные отходы;

III класс – умеренно опасные отходы;

IV класс – малоопасные отходы;

V класс – практически неопасные отходы.

В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов,

утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, конкретные виды

отходов представлены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по

наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности – в

кодифицированной форме по 11-значной системе.

При этом одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования

класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на

окружающую среду: 0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций

классификации отходов; 1 – I-й класс опасности; 2 – II-й класс опасности; 3 – III-й класс

опасности; 4 – IV-й класс опасности; 5 – V-й класс опасности.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

(Росприроднадзора) от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный

каталог отходов, в котором к отходам III-IV класса опасности отнесены:

отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отходов 7

31 110 01 72 4);

отходы упаковки из бумаги и картона, загрязненные нефтепродуктами

(содержание нефтепродуктов менее 15%) (код отходов 4 05 912 12 60 4);

покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код

отходов 9 21 130 02 50 4);

мусор от офисных (исключая крупногабаритный) и бытовых помещений

организаций несортированный (код отходов 7 33 100 01 72 4);

фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код отходов 9

21 302 01 52 3);

тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами

(содержание менее 5%) (код отходов 4 68 112 02 51 4);

отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код отхода 8 90 000 01 72 4);

тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание

нефтепродуктов менее 15%) (код отходов 4 68 111 02 51 4).

Из материалов дела следует, что Обществу по договору аренды земельного участка

№ 1195/09 от 30 ноября 2009 года (т. 2, л.д. 102-106) во временное владение и пользование

предоставлен земельный участок с кадастровым номером 75:32:040362:2, площадью 284

335 кв. м. (28,4335 га), под складирование твердых бытовых отходов, местоположение

которого установлено: а. д. Чита – Хабаровск, 1 км, стр. 1, (г. Чита, в 3,5 км восточнее п.

Ивановка).

Согласно дополнительному соглашению № 953 от 26 августа 2014 года срок

договор аренды земельного участка № 1195/09 продлен по 31 августа 2024 года (т. 2, л.д.

108-111).

 

21 февраля 2019 года должностными лицами Управления Росприроднадзора

произведен осмотр используемой Обществом свалки ТБО по адресу: Забайкальский край,

автомобильная дорога Чита – Хабаровск, 1 км., стр. 1 (г. Чита, в 3,5 км. восточнее п.

Ивановка), и установлено, что свалка ТБО огорожена железобетонным забором. При

входе на территорию с юго-восточной стороны расположено здание хозяйственно-

бытового назначения, в котором осуществляется регистрация автотранспортных средств с

указанием объема ввозимых отходов на свалку ТБО. С южной стороны данного здания

расположен гараж. В ходе натурного осмотра территории свалки ТБО имеются следы

горения отходов, засыпанные грунтом. На момент осмотра свалки ТБО осуществлялась

разгрузка отходов автотранспортом (КАМАЗ мусоровоз, гос.номер К918КА75RUS) АО

А78-3978/2019 7

«Забайкалспецтранс». На территории свалки ТБО присутствовала спецтехника, а именно

бульдозер, осуществляющий уплотнение отходов.

По информации эколога АО «Забайкалспецтранс» Пичуевой В.И. (т. 2, л.д. 100-

101), представленной при проведении внеплановой выездной проверки, в период с

11.01.2019 по 28.02.2019 года Обществом на свалку ТБО г. Чита принято по талонам 8 501

м

3

твердых коммунальных отходов, завезено автотранспортом Общества 17 544 м

3

твердых коммунальных отходов, что подтверждается журналом регистрации ввозимых

отходов на свалку ТБО автотранспортными средствами с указанием объема (т. 2, л.д. 72-

98).

 

Согласно журналу регистрации ввозимых отходов, АО «Забайкалспецтранс»

осуществляет сбор и размещение твердых коммунальных отходов на промплощадке от

следующих хозяйствующих субъектов: МРСК Сибири, РУЭК-Восток, РУЭК-ГРЭС,

Метеор, УК Восток, Желдорснаб, Служба заказчика, ИП Норальтуев, ЧСВТ, ЧМДК,

Краевая клиническая больница, ООО «Старт».

Специалистами Агинского отдела лабораторного анализа и технических измерений

(ЦЛАТИ) ФГБУ ЦЛАТИ по СФО произведен отбор проб отходов определения класса

опасности: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы

упаковки из бумаги и картона, загрязненные нефтепродуктами; покрышки

пневматических шин с металлическим кордом отработанные; мусор от офисных

(исключая крупногабаритный) и бытовых помещений организаций несортированный;

пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы

(мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли

продовольственными группами товаров; фильтры очистки масла автотранспортных

средств отработанные; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными

материалами; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; тара из черных

металлов, загрязненная нефтепродуктами, о чем составлены соответствующие протоколы

от 21 февраля 2019 года (т. 1, л.д. 106-135).

В соответствии с протоколами испытаний отходов (т. 1, л.д. 136-149; т. 2, л.д. 1-4) и

экспертными заключениями (т. 2, л.д. 5-64) отобранные отходы относятся к III-IV классу

опасности отходов для окружающей среды.

Следовательно, Общество фактически осуществляет сбор и размещение отходов

III-IV классов опасности на территории свалки ТБО по адресу: Забайкальский край,

автомобильная дорога Чита – Хабаровск, 1 км., стр. 1 (г. Чита, в 3,5 км. восточнее п.

Ивановка).

21 февраля 2017 года Обществу выдана лицензия № (75)-3009-СТО на

осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,

обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с выполняемыми

(оказываемыми) видами работ (услуг) по: сбору отходов I-IV классов опасности,

транспортированию I-IV классов опасности, обработке III-IV классов опасности по месту

осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Чита, ул. Сухая Падь, 11.

При этом лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV

классов опасности на территории свалки ТБО по адресу: Забайкальский край,

автомобильная дорога Чита – Хабаровск, 1 км., стр. 1 (г. Чита, в 3,5 км. восточнее п.

Ивановка), у АО «Забайкалспецтранс» не имеется, что последним и не оспаривается.

Доводы АО «Забайкалспецтранс» о том, что АО «Забайкалспецтранс» не

осуществляет на спорной свалке ТБО деятельность по размещению отходов I-IV классов

опасности, поскольку на основании договора № 412-О на обращение с отходами от 19

марта 2019 года АО «Забайкалспецтранс» сдает отходы отходов I-IV классов опасности, а

ООО «Экология Плюс» принимает отходы в собственность для дальнейшего сбора,

транспортировки, переработки (утилизации, использования), суд признает

необоснованными, поскольку на момент проведения внеплановой выездной проверки

Управлением Росприроднадзора такой договор заключен не был.

А78-3978/2019 8

Кроме того, определением от 3 июня 2019 года арбитражный суд истребовал у

ООО «Экология плюс» письменные пояснения о том, какую деятельность указанное

Общество осуществляет по договору № 412-О от 19 марта 2019 года на обращение с

отходами, заключенному с АО «Забайкалспецтранс», а также обязал обеспечить явку

представителя для дачи соответствующих пояснений.

В пояснениях от 4 июня 2019 года ООО «Экология плюс» сообщило, что 3 июня

2019 года последним принято решение о расторжении договора № 412-О от 19 марта 2019

года на обращение с отходами в связи с неисполнением пункта 4.2 данного договора.

В судебном заседании 10 июня 2019 года законный представитель ООО «Экология

плюс» (генеральный директор Насоловец Н.В.) также пояснил, что какое-либо исполнение

по договору № 412-О от 19 марта 2019 года ООО «Экология плюс» с момента его

заключения не производило (аудиозапись судебного заседания от 10 июня 2019 года).

В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации к обстоятельствам, подлежащим

выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе,

наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по

делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на

основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится

дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного

правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности,

а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении,

иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном

правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными

документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными

доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).

Материалами дела, в том числе, протоколами отбора проб отходов от 21 февраля

2019 года (т. 1, л.д. 106-135), протоколами испытаний отходов (т. 1, л.д. 136-149; т. 2, л.д.

1-4), экспертными заключениями (т. 2, л.д. 5-64), актом осмотра от 21 февраля 2019 года

(т. 2, л.д. 65-71), актом внеплановой выездной проверки № Т-026-в от 11 марта 2019 года

(т. 1, л.д. 84-93), сводной таблицей эколога АО «Забайкалспецтранс» Пичуевой В.И. (т.2,

л.д. 100-101), журналом регистрации ввозимых отходов (т. 2, л.д. 72-98), а также

протоколом об административном правонарушении № 04-054/2019 26 марта 2019 года (т.

1, л.д. 73-78), подтверждается факт осуществления Обществом деятельности по

размещению отходов III-IV класса опасности на свалке ТБО без соответствующей

лицензии.

Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации упомянутые выше

доказательства, суд приходит к выводу о том, что они являются достаточными для

квалификации противоправных действий Общества по части 2 статьи 14.1 КоАП

Российской Федерации.

Делая вывод о виновности АО «Забайкалспецтранс» в совершении

рассматриваемого административного правонарушения, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что лицо

подлежит административной ответственности только за те административные

правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным

правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)

физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов

Российской Федерации об административных правонарушениях установлена

административная ответственность.

А78-3978/2019 9

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо

признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет

установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за

нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации

предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты

все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной

практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что

понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской

Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП

Российской Федерации формы вины не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того,

что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за

нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были

приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в

части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к

юридическим лицам установлению не подлежат.

АО «Забайкалспецтранс», осуществляя деятельность по размещению на

территории свалки ТБО по адресу: Забайкальский край, автомобильная дорога Чита –

Хабаровск, 1 км., стр. 1 (г. Чита, в 3,5 км. восточнее п. Ивановка), отходов из жилищ

несортированные (исключая крупногабаритные), отходов упаковки из бумаги и картона,

загрязненных нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), покрышек

пневматических шин с металлическим кордом отработанные, мусора от офисных

(исключая крупногабаритный) и бытовых помещений организаций несортированный,

фильтров очистки масла автотранспортных средств отработанных, тары из черных

металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%), отходов

(мусор) от строительных и ремонтных работ, тары из черных металлов, загрязненной

нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), не могло не знать об

отнесении их к III-IV классам опасности, а также об установленных Законом о

лицензировании и Законом № 98-ФЗ обязательных требованиях в сфере обращения с

такими отходами, однако оно не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению

таких требований.

При этом необоснованными являются доводы Общества о невозможности

получить соответствующую лицензию в отношении спорной свалки ТБО по следующим

причинам.

Действительно, в соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под объектами

размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения,

предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе

шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя

объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Статьей 12 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что определение места строительства

объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических,

гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации (пункт 2).

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов

размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов

осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской

Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6).

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный

реестр объектов размещения отходов (пункт 7).

А78-3978/2019 10

В силу пункта 2.1 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ до 1 января 2023 года запрет,

установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не

распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи.

Так, согласно пункту 8 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ до 1 января 2023 года объекты

размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019

года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской

Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.

Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной

власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики

и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о

возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных

отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта

Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых

коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее –

перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки

заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным

органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны

окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых

коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему

обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты,

указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы

обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и

рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с

отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без

лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности.

Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в

перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом

для объектов размещения отходов (пункт 9 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ).

Однако в рассматриваемом случае свалка ТБО по адресу: Забайкальский край,

автомобильная дорога Чита – Хабаровск, 1 км., стр. 1 (г. Чита, в 3,5 км. восточнее п.

Ивановка), в перечень и территориальную схему обращения с отходами не включена.

При этом, как пояснили представители Министерства в судебном заседании 3 июня

2019 года, названный объект отсутствовал и в Территориальной схеме обращения с

отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Забайкальского края,

утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 30.11.2016 № 425,

которая впоследствии утратила силу в соответствии с постановлением Правительства

Забайкальского края от 12.12.2018 № 500.

Отсутствие на момент проведения проверки на территории Забайкальского края

утвержденной территориальной схемы обращения с отходами и соответствующего

перечня не освобождает Общество от ответственности за нарушение положений Закона о

лицензировании и Закона № 89-ФЗ и не позволяет АО «Забайкалспецтранс» осуществлять

деятельность по размещению отходов III-IV классов опасности без законных оснований

(то есть без лицензии).

К тому же Общество не лишено права заниматься накоплением соответствующих

отходов (складированием отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их

дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения) на спорной свалке

ТБО без лицензии. Вопреки доводам Общества, осуществление деятельности только по

накоплению отходов не противоречит целевому использованию предоставленного по

договору аренды земельного участка (для складирования твердых бытовых отходов), что

А78-3978/2019 11

также подтверждено представителем Департамента в судебном заседании 10 июня 2019

года (аудиозапись судебного заседания).

Доказательств того, что Обществом предпринимались попытки получить лицензию

на размещение отходов III-IV классов опасности либо привлечь стороннюю организацию,

имеющую соответствующую лицензию, административному органу и суду не

представлено.

Ссылка АО «Забайкалспецтранс» на вступившее в законную силу решение

Арбитражного суда Забайкальского края от 4 сентября 2015 года по делу № А78-

10369/2015 не может быть принята во внимание судом, поскольку названный судебный

акт принят по иным обстоятельствам дела.

Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения Общества к

административной ответственности судом не установлено.

В частности, протокол об административном правонарушении № 04-054/2019

составлен Управлением Росприроднадзора 26 марта 2019 года при участии законного

представителя Общества (генерального директора Ванчикова Б.Б.), которому была

предоставлена возможность дать объяснения и воспользоваться правом на защиту.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации помимо

случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных

правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 настоящего

Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной

власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных

государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов

деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных

специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего

органа.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере

природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской

Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере

природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной

власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а

также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в

части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области

обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной

экологической экспертизы.

В силу пункта 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору,

транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV

классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской

Федерации от 03.10.2015 № 1062, лицензирование деятельности в области обращения с

отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования

(далее – лицензирующий орган).

Пунктом 2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере

природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных

правонарушениях, утвержденного приказом Росприроднадзора от 19.03.2015 № 224, право

составлять протоколы об административных правонарушениях предоставлено

начальникам и заместителям начальников отделов территориальных органов

Росприроднадзора, являющихся старшими государственными инспекторами Российской

Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности.

Следовательно, протокол об административном правонарушении № 04-054/2019 от

26 марта 2019 года составлен уполномоченным на совершение таких процессуальных

действий должностным лицом.

Таким образом, требования статей 25.1, 25.15, 28.1 и 28.3 КоАП Российской

Федерации Управлением Росприроднадзора соблюдены.

А78-3978/2019 12

Внеплановая выездная проверка проведена в соответствии с положениями

Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

(надзора) и муниципального контроля», Закона о лицензировании и Положения о

лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,

обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного

постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.

Трехмесячный срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП

Российской Федерации, исчисляемый с 11 марта 2019 года, на момент рассмотрения дела

в суде не истек.

Обстоятельств для признания допущенного Обществом правонарушения в качестве

малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации

арбитражным судом не установлено.

В частности, в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации при

малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган,

должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении,

могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от

административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или

бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного

правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли

правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее

существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21

постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №

5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях»).

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо

исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность

правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым

общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и

имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное

устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются

обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные

обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации учитываются

при назначении административного наказания.

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь

место только в исключительных случаях (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О

некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об

административных правонарушениях»).

На исключительность применения положений статьи 2.9 КоАП Российской

Федерации указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации от 10 апреля 2012 года № 14495/11.

По смыслу статьи 2.9 КоАП Российской Федерации оценка малозначительности

деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности,

причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в

наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в

пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к

исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям

публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы

охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени

А78-3978/2019 13

вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-

правовому порядку деятельности.

Суд, исходя из своих дискреционных полномочий и с учетом характера деликта

(как отмечалось выше – осуществление деятельности по размещению отходов III-IV

классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии), считает невозможным в

данном конкретном случае признать совершенное Обществом правонарушение

малозначительным.

Санкция части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации предусматривает для

юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от 40 000 до 50

000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или

без таковой.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного АО «Забайкалспецтранс»

административного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих

административную ответственность, суд считает возможным привлечь Общество за

нарушение лицензионных требований к административной ответственности по части 2

статьи 14.1 КоАП Российской Федерации и назначить ему административное наказание в

виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи (40 000

рублей) без применения дополнительного наказания в виде конфискации.

Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела

(части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации) суд не находит.

В частности, согласно части 1 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, по общему

правилу, административное наказание за совершение административного правонарушения

назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за

данное административное правонарушение.

Однако в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при

наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного

административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым

положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица,

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных

правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об

административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде

административного штрафа в размере менее минимального размера административного

штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II

настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для

юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом частью 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации определено, что при

назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи

размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального

размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц

соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из изложенного следует, что административный штраф может быть уменьшен

только в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не

менее 100 000 рублей. В рассматриваемом случае минимальный размер

административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП

Российской Федерации составляет 40 000 рублей, что исключает возможность для его

снижения.

Положения статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации в рассматриваемом случае

не применимы, поскольку АО «Забайкалспецтранс» не является субъектом малого или

среднего предпринимательства.

В пункте 15.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной

практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что в

А78-3978/2019 14

случае если по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда

о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде

административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки

исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа

добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП Российской Федерации названный

судебный акт должен быть направлен для взыскания штрафа и составления протокола об

административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП

Российской Федерации, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из

статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном

производстве».

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации (в редакции

Федерального закона от 28.12.2013 № 383-ФЗ) административный штраф должен быть

уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее

шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного

штрафа в законную силу.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 176 и 206 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Привлечь Акционерное общество «Забайкалспецтранс» (ОГРН 1097536007040,

ИНН 7536105600; место нахождения: 672038, г. Чита, ул. Сухая Падь, 11) к

административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40

000 (сорок тысяч) рублей.

Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к

административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления

решения в законную силу по следующим реквизитам:

УФК по Забайкальскому краю (Управление Росприроднадзора по Забайкальскому

краю, л/с 04911А12420)

Расчетный счет № 40101810200000010001

Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю

ОКТМО 76625151

ИНН 7536056390

КПП 753601001

БИК 047601001

КБК 04811625050016000140.

Доказательства уплаты штрафа подлежат направлению (представлению) в

Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.

Разъяснить Акционерному обществу «Забайкалспецтранс», что в случае если по

истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения у

Арбитражного суда Забайкальского края будут отсутствовать сведения об уплате

административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего решения будет

направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об

административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-

исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 №

229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный

апелляционный суд.

А78-3978/2019 15

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья Е.С. Сюхунбин

Представленная информация носит справочный характер
Администрация сайта не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов.