Российская Федерация

Арбитражный суд Свердловской области

Решение от 09 июля 2019 года

По делу № А60-20469/2019

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 09 июля 2019 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Гребневой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального

предпринимателя Тягус Екатерины Сергеевны (ОГРНИП 315667900003139;

ИНН 666404036008)

к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской

Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Щербакова Т.А., представитель по доверенности 66 АА 3465068

от 27.11.2015, паспорт;

от заинтересованного лица – Ганеева В.Б., представитель по доверенности №

34/22-08 от 09.01.2019, паспорт.

Отвода суду не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Тягус Екатерина Сергеевна обратилась

в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному

учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в

Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании

незаконными действий по отказу в возврате сумм излишне уплаченных

страховых взносов. Заявитель просит обязать Государственное учреждение —

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе

города Екатеринбурга Свердловской области устранить допущенные

нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя

Тягус Екатерины Сергеевны путем принятия решения о возврате страховых

взносов за 2015 год в размере 91666 руб. 93 коп. и передать его на исполнение

в соответствующий налоговый орган. Кроме того, заявитель просит взыскать с

403_8574147

2

заинтересованного лица расходы по уплате государственной пошлины в

размере 300 руб., расходы, связанные с оплатой услуг представителя размере

10000 руб. (с учетом уточнения требований).

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в

удовлетворении требований заявителя отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

Установил:

Индивидуальный предприниматель Тягус Е.С. 21.12.2018 обратилась в

Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской

Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга с заявлением о возврате

сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за

2015 год.

Заинтересованное лицо в ответ на обращение сообщило, что факт

переплаты не установлен.

Заявитель считает, что страховые взносы подлежали исчислению, исходя

из суммы дохода, уменьшенного на величину расходов.

Полагая, что страховые взносы за 2015 год, исчисленные с доходов,

превышающих 300 000 рублей в год, без учета суммы расходов, излишне

перечислены заявителем, предприниматель считает, что у него образовалась

переплата, которая подлежит возврату.

Полагая, что действия Государственного учреждения — Управление

Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г.

Екатеринбурга по отказу в возврате сумм излишне уплаченных страховых

взносов за 2015 год в размере 91666 руб. 93 коп. являются незаконными,

индивидуальный предприниматель Тягус Е.С. обратилась в Арбитражный суд

Свердловской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, суд считает, что требования заявителя

подлежат удовлетворению.

Заявитель полагает, что страховые взносы за 2015 год подлежали

исчислению исходя из суммы дохода, уменьшенного на величину расходов по

системе упрощенного налогообложения. Таким образом, страховые взносы,

исчисленные с доходов, превышающих 300000 рублей в год, без учета суммы

расходов, являются излишне перечисленными.

Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ контроль

за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты

(перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды,

подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января

2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда

Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской

Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего

Федерального закона.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых

взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1

403_8574147

3

января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного

фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской

Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления

(заявления, представленного в электронной форме с усиленной

квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным

каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных)

сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1 статьи 21 Федерального

закона от 03.07.2016 №250-ФЗ).

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых

взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1

января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых

взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие

до 1 января 2017 года (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016

№250-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия

решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых

взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации,

орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в

соответствующий налоговый орган.

Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Закона N 212-ФЗ установлена

обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме

уплачивать страховые взносы.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается

пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения

обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за

установленным сроком уплаты суммы страховых взносов. (ст. 25 Закона N 212-

ФЗ).

В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых

взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными

законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к

которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения

физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты,

нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в

установленном законодательством Российской Федерации порядке частной

практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные

вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном

виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых

плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных

вознаграждений физическим лицам, был установлен статьей 14 Закона N 212-

ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают

соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской

Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в

фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2

настоящей статьи.

403_8574147

4

Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер

страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в

следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: 1) в случае,

если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не

превышает 300000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как

произведение минимального размера оплаты труда, установленного

федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются

страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской

Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего

Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода

плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000

рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение

минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на

начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и

тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,

установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона,

увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика

страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При

этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого

как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда,

установленного федеральным законом на начало финансового года, за который

уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный

фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12

настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения

положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ доход для плательщиков

страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц,

учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской

Федерации (ч. 8).

Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее —

НК РФ) установлено, что сумма налога при определении налоговой базы

определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса

Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как

денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению,

уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, налоговые органы

направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о

доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный

период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15

июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной

даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют

сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за

расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не

позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30

ноября 2016 г. N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст.

403_8574147

5

14

Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского

страхования» и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается

вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых

взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате

индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не

производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему

конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового

регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального

предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные

вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину

фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов,

непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с

установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления

и уплаты НДФЛ.

Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики,

применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением

налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему

усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы,

уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для

определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые

может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при

определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной

системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему

налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы,

уменьшенные на величину расходов, при определении объекта

налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии

со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения

плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта

налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему

налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на

величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской

Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П правовая позиция

подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих

уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную

систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода,

уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину

фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов,

403_8574147

6

связанных с извлечением дохода. Указанная правовая позиция изложена в

Определении Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ16-16937 и

отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

№3 (2017) (п.27).

Таким образом, в целях определения фондом размера подлежащих

уплате заявителем страховых взносов за 2015 год, подлежала учету

информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на

величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода,

отраженных в налоговых декларациях за 2015 год.

Определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без

уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных

с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в

завышенном размере и излишней их уплате.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат

удовлетворению.

Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются

по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные

лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным

судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, 26.03.2019 года между заявителем и

Щербаковой Т.А. заключен договор об оказании юридических услуг.

Стоимость услуг составила 10000 руб. (п. 3 договора).

Указанная сумма уплачена заявителем, что подтверждается расходным

кассовым ордером № 1 от 26.03.2019 года.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам,

закрепленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации, принимая во внимание характер спора, доказанность понесенных

заявителем расходов на оплату услуг представителя, суд считает, что

требование заявителя о взыскании расходов на оплату услуг представителя

подлежит удовлетворению в части – в сумме 5000 руб.

Государственная пошлина в сумме 300 руб. подлежит взысканию с

заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

1.

Заявленные индивидуальным предпринимателем Тягус Екатериной

Сергеевной требования удовлетворить.

2.

Признать незаконными действия Государственного учреждения —

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе

403_8574147

7

города Екатеринбурга Свердловской области по отказу в возврате сумм

излишне уплаченных страховых взносов.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда

Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга

Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных

интересов индивидуального предпринимателя Тягус Екатерины Сергеевны

путем принятия решения о возврате страховых взносов за 2015 год в размере

91666 руб. 93 коп. и передать его на исполнение в соответствующий налоговый

орган.

3.

В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской

Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области

в пользу индивидуального предпринимателя Тягус Екатерины Сергеевны

расходы на представителя в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.

4.

В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской

Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области

в пользу индивидуального предпринимателя Тягус Екатерины Сергеевны 300

(Триста) рублей — в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

5.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

6.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной

инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная

жалоба также может быть подана посредством заполнения формы,

размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет»

http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства

информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно

получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

http://17aas.arbitr.ru.

7.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа

канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел»

в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения

взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату,

исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по

юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о

вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о

выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление

403_8574147

8

должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в

документе «Дополнение».

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит

апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке

упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после

вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная

информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена

в карточке дела «Дополнение».

Судья Н.В. Гнездилова

Представленная информация носит справочный характер
Администрация сайта не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов.