Российская Федерация

Арбитражный суд Саратовской области

Решение от 03 августа 2019 года

По делу № А57-21891/2018

Город Саратов

03 августа 2019 года

Дело №А57-21891/2018

Резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2019 года

Полный текст решения изготовлен 02 августа 2019 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Михайловой Е.В., при

ведении протокола секретарем судебного заседания Фроловым Е.А., рассмотрев материалы

дела по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДомаКонтакт»

(ОГРН 1066453078768, ИНН 6453085229, г. Саратов) к публичному акционерному обществу

«Т Плюс» (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946, Московская область, Красногорский

район) Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального

образования «Город Саратов» (г. Саратов); Администрации муниципального образования

«Город Саратов» (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78); Комитету по финансам

Администрации муниципального образования «Город Саратов» (410031, г. Саратов, ул.

Первомайская, д. 78). Комитету по управлению имуществом города Саратова (г. Саратов),

Муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации МО «Город Саратов»

об обязании исполнять требования законодательства по предоставлению горячей воды

надлежащего качества до границ эксплуатационной ответственности многоквартирного

жилого дома № 8 по ул. 3-Степная г.Саратова,

При участии:

от истца – Сапожникова Н.С., представитель по доверенности № 1 от 09.01.2019

сроком по 31.12.2019.

от ответчика – Ашуркова Е.А. представитель по доверенности № 64 АА 253194 от

14.08.2018 по 31.12.2020.

Представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Бондаренко С.Е. по

доверенности от 09.01.2019 года сроком до 31.12.2019

А57-21891/2018 2

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов»

Радченко М.А., по доверенности от 21.03.2019 №01-08/08

Представитель комитета по финансам Лихачев Г.Ю., по доверенности от 09.01.2019 №

04-02/5 сроком до 31.12.2019

Представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Майбородин В.А. по

доверенности от 09.01.2019 года сроком до 31.12.2019

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов»

Пасечный С.С., по доверенности от 15.07.2019 №01-08/08/44

Иные лица – не явились.

Установил:

В Арбитражный суд Саратовской обратилось общество с ограниченной

ответственностью «ДомаКонтакт» с вышеуказанными исковыми требованиями.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования просит суд обязать

Муниципальное образование «Город Саратов» в лице Комитета по жилищно-коммунальному

хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств

казны МО «Город Саратов» в целях обеспечения помещений многоквартирного дома № 8 по

ул. Степная г. Саратова бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества,

соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг

собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,

утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №

354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:

разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП (по адресному ориентиру: г.

Саратов, ул.Буровая, дом 9) с целью осуществления подготовки и подачи горячего

водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией. В соответствии с техническими условиями

теплогенерирующей компании и нормативными документами;

в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП (по

адресному ориентиру: г. Саратов, ул.Буровая, дом 9);

разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул.Буровая, дом 9) до жилого дома № 8 по ул. 3-я Степная г. Саратова с целью восстановления циркуляционных трубопроводов ГВС и подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с представленными техническими условиями

теплогенерирующей компании и нормативными документами;

А57-21891/2018 3

в соответствии с согласованным проектом провести модернизации и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул.Буровая, дом 9) до жилого дома № 8 по ул. 3-я Степная г. Саратова, в том числе, — выполнить восстановление циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.

Судом данные уточнения приняты.

Отводов суду не заявлено.

Суд приобщил к материалам дела отзыв на исковые требования от Администрации МО

«Город Саратов», письма, представленные ПАО «Т Плюс» и ответы на них Администрации

МО «Город Саратов».

Ответчик Комитет по ЖКХ Администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании

пояснил, что не является надлежащим ответчиком, просит в отношении Комитета по ЖКХ в

удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик Администрация МО «Город Саратов» также считает, что является

ненадлежащим ответчиком, просит в отношении администрации в удовлетворении исковых

требований отказать.

Ответчик ПАО «Т Плюс» также возражал против заявленных требований в отношении

него.

Ответчик Комитет по финансам Администрации муниципального образования «Город

Саратов» также просит отказать в заявленных требованиях по основаниям, изложенным в

отзыве.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые

оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражному суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей

67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,

основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании

имеющихся в деле доказательств.

Дело рассматривается в порядке положений статей 152-166 АПК РФ.

Исковые требования мотивированы теми обстоятельствами, что Истец является

исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, и

несоответствие теплоносителя, поступающего многоквартирные жилые дома, обслуживаемые

А57-21891/2018 4

истцом в г. Саратове, требованиям, установленным государственными стандартами и иными

обязательными правилами, не позволяет оказывать ООО «Дома Контакт» собственникам и

нанимателям помещений в находящихся в управлении Истца многоквартирных домах

коммунальные услуги надлежащего качества.

По мнению истца, соответствие теплоносителя требованиям, установленным

государственными стандартами и иными обязательными правилами, не обеспечивается.

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, утверждены Правила

предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в

многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг —

исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для

него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства

Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о

предоставлении коммунальных услуг.

Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых

объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления

коммунальных услуг).

В Приложении №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы

требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в

соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие

температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской

Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования

к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденным

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. №20.

Согласно пункту 4 статьи 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации,

осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не

вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения,

холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за

исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных

и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать

абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом

А57-21891/2018 5

особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего

Федерального закона.

В соответствии с договором горячего водоснабжения № 56348т от 03.09.2015 г.

организацией, осуществляющей горячее водоснабжение в многоквартирный дом по адресу: г.

Саратов, ул. 3-я Степная, дом №37, является ОАО «Волжская ТГК», в настоящее время после

реорганизации — ПАО «Т Плюс».

Материалами дела установлено, что свойства коммунальной услуги «горячее

водоснабжение» по данному адресу не соответствует Правилам предоставления

коммунальных услуг, так как температура нагрева подаваемой воды в точках разбора —

квартирах ниже допустимой.

Нарушение температурного режима подачи ГВС является результатом того, что подача

воды осуществляется по однотрубной (тупиковой) схеме, циркуляция воды не предусмотрена,

низкая температура горячей воды в точках разбора обусловлена технологической схемой

ГВС, остыванием воды в магистральном трубопроводе, часовой неравномерностью разбора

горячей воды.

В соответствии с договором безвозмездного пользования муниципального

имущества от 01 января 2006 года № 155 ЦТП по ул. Буровая,9 и участок теплотрассы,

указанные в исковом заявлении комитетом по управлению имуществом города Саратова

(Ссудодатель) и МУ «Городской центр механизации жилищно-коммунальное хозяйство»

(Балансодержатель) были переданы ОАО «Волжская территориальная генерирующая

компания» (Ссудополучатель) (далее по тексту — ОАО «ВоТГК»).

В соответствии с пунктом 2.2.4. договора безвозмездного пользования муниципальным

имуществом № 155 от 01.01.2006 (далее по тексту Договор) Ссудополучатель — ОАО «ВоТГК»

обязан ежегодно разрабатывать план модернизации, реконструкции техперевооружения

Имущества, который содержит перечень, объем и стоимость выполнения работ, и

предоставлять на утверждение объем и стоимость выполнения работ, и предоставлять на

утверждение ссудодателю — Комитет по управлению имуществом г. Саратова после

согласования с соответствующими структурными подразделениями администрации города.

Работы по модернизации, реконструкции и техперевооружению финансируются за счет

источников, указанных Ссудодателем дополнительно.

В соответствии с пунктом 2.3.2. Договора Ссудополучатель вправе выполнять работы по

модернизации, реконструкции техперевооружению Имущества на условиях Договора.

А57-21891/2018 6

ПАО «Т Плюс» является ресурсоснабжающей организацией осуществляющей поставку

тепловой энергии и теплоносителя до границы балансовой принадлежности и

эксплуатационной ответственности (наружная поверхность стены многоквартирного дома).

Жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. 3-я Степная подключен к системе

теплоснабжения и горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (далее -ЦТП),

расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Буровая, д. 9. Данный ЦТП, находится в

эксплуатации Территориального управления по теплоснабжению в г. Саратов филиала

«Саратовский» ПАО «Т Плюс» на основании договора безвозмездного пользования

муниципальным имуществом от 01.01.2006 г. №155.

В соответствии с указанным договором на основе безвозмездного пользования в

распоряжении ПАО «Т Плюс» находится оборудование ЦТП по ул. Буровая, д. 9 (согласно

приложения №1), а также тепловые трассы от ЦТП до ввода в указанный многоквартирный

дом, от многоквартирного дома до ЦТП по системе горячего водоснабжения.

В соответствии с приложениями данного договора циркуляционные насосы в ЦТП на

момент передачи имущества установлены не были, а следовательно не принимались в

эксплуатацию ОАО «Волжская ТГК».

Отношения сторон по договору безвозмездного пользования схожи с отношениями по

договору аренды. Правила, регулирующие арендные правоотношения, предусмотренные

главой 34 ГК РФ, которые применяются к договорам безвозмездного пользования, указаны в

пункте 2 статьи 689 ГК РФ. Так согласно, названной нормы к договору безвозмездного

пользования применима ст. 623 ГК РФ. Часть 3 ст. 623 ГК РФ устанавливает правовое

регулирование вопросов улучшения имущества, согласно которой стоимость неотделимых

улучшений арендуемого имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя,

возмещению не подлежит.

В связи с чем проведение работ по реконструкции системы теплоснабжения на

указанных объектах силами ПАО «Т Плюс», приведет к необоснованным, не подлежащим

возмещению затратам.

ПАО «Т Плюс» в адрес МО «Город Саратов», КУИ МО «Город Саратов» неоднократно

направлялись письма по вопросу финансирования планов мероприятий по реконструкции

ЦТП и тепловых трасс от данного ЦТП, до многоквартирных домов. Данные обстоятельства

подтверждаются исходящими письмами и ответами на них. Однако денежные средства на

проведение данных работ по восстановлению циркуляционного трубопровода и

модернизации ЦТП, выделены не были.

А57-21891/2018 7

Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзывах на

иск, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования

обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Дома Контакт»» управляет многоквартирным

домом №8 по ул. 3-я Степная города Саратова.

Потребительские свойства коммунальной услуги — «горячее водоснабжение»,

предоставляемой жителям дома №8 по ул. 3-я Степная города Саратова не соответствуют

требованиям, установленным в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам

и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных

Постановлении Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 (далее Правила).

Температура нагрева подаваемой воды в точке разбора в квартирах меньше допустимой,

что не оспаривается в настоящем деле.

Поставщиком коммунальной услуги «горячее водоснабжение» является Публичное

акционерное общество «Т Плюс».

Снабжение тепловой энергией и теплоносителем многоквартирного жилого дома,

расположенного по адресу: г. Саратов, ул.3-я Степная, 8 осуществляется от центрального

теплового пункта, расположенного по ул. Буровая, д.9. г.Саратова

Собственником указанного ЦТП является муниципальное образование «Город Саратов».

01.01.2006г. данный ЦТП передан ОАО «Волжская ТГК» в безвозмездное пользование на

основании Договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом №155 (Копия

договора прилагается). Циркуляционная линия ГВС ОАО «Волжская ТГК» не передавалась.

ЦТП, а также все сопутствующие к нему элементы находятся в собственности муниципального

образования «Город Саратов».

Существующая в настоящее время схема горячего водоснабжения является не

циркуляционной, а тупиковой. При тупиковой схеме для получения в кранах горячей воды,

необходимо сливать остывшую в трубе воду до горячей. Кроме того, для получения горячей

воды используется не возвратная, уже подогретая вода, а холодная вода из трубы ХВС.

Стоимость горячей воды при тупиковой схеме ГВС, по сравнению с циркуляционной схемой

ГВС для пользователей значительно увеличивается.

Поставка тепловой энергии ненадлежащего качества связана с отсутствием циркуляционной

линии горячего водоснабжения.

Судом по ходатайству истца была назначена и проведена судебная экспертиза,

проведение которой поручено ООО «Федерация экспертов Саратовской области».

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

А57-21891/2018 8

1.

Соответствует ли существующая схема горячего водоснабжения от ЦТП по адресу:

г. Саратов, ул. Буровая, д. 9 до ввода в многоквартирный жилой дом № 8 по ул. 3-я Степная г.

Саратова требованиям строительных норм и правил, обеспечивающим круглогодичную

подачу жителям указанного дома услуги горячего водоснабжения соответствующей

температуры, требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и

пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 и требованиям СанПиН

2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего

водоснабжения»?

2.

Соответствуют ли параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого на нужды горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома № 8 по ул. 3-я Степная г.

Саратова требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и

пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 и требованиям СанПиН

2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего

водоснабжения»? Если нет, то каковы причины несоответствия параметров качества горячего

водоснабжения?

3.

Соответствует ли существующая внутридомовая система горячего водоснабжения жилого дома №8 по ул. 3-я Степная действующим строительным нормам и правилам?

4.

Имеется ли техническая возможность внесения изменений в существующую внутридомовую систему горячего водоснабжения жилого дома №8 по ул. 3-я Степная?

5.

Какие работы, их объем, необходимо провести для обеспечения многоквартирного жилого дома № 8 по ул. 3-я Степная г. Саратова бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими нормативным требованиям? (с указанием места их проведения: в ЦТП, в самом МКД, либо на тепловых сетях на участке от ЦТП до ввода в

МКД?).

Проведение судебной экспертизы было поручено эксперту ООО «Федерация

экспертов Саратовской области» Шипитько И.А.,

Экспертом сделаны выводы, изложенные в заключении № 152/2019 от 10.07.2019 года:

Ответ на вопрос № 1. Схема ГВС от центрального теплового пункта (ЦТП) по адресу:

г. Саратов, ул.Буровая, д. 9, до ввода в жилой многоквартирный дом № 8 по ул. 3-я Степная

г.Саратова не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП),

обеспечивающим круглогодичную подачу жителям указанного дома услуги горячего

водоснабжения соответствующей температуры, требованиям «Правил предоставления

А57-21891/2018 9

коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах»,

утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 и требованиям

СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем

горячего водоснабжения».

Ответ на вопрос № 2. Параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в

жилые помещения дома № 8 по ул. 3-я Степная в г.Саратове не соответствуют требованиям

СанПиН 2.1.4.2496-09, а также Постановлению Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354

«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в

многоквартирных домах и жилых домов». Несоответствие температуры горячей воды

нормативно-технической документации, указанной ранее, обусловлено несколькими

основными причинами:

1.

недостатками существующей тупиковой схемы внутриквартальных и внутридомовых сетей горячего водоснабжения, при которых происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствия водоразбора. Данная система наиболее рациональна и целесообразна только в местах непрерывного разбора горячей воды

(бани, прачечные)

2.

отсутствием необходимого оборудования в ЦТП, позволяющего приготавливать горячую воду по циркуляционной закрытой схеме, а именно: — отсутствие циркуляционного трубопровода в ЦТП, и как следствие, отсутствие полноценной обвязки кожухотрубчатых

теплообменников для приготовления горячей воды;

-отсутствие узла учета тепловой энергии; отсутствие насосной группы.

3.

локальное отсутствие тепловой изоляции на наружных трубопроводах системы ГВС на ответвлениях от магистральных теплосетей к МКД.

Ответ на вопрос 3.

Существующая внутридомовая система ГВС спорного дома не соответствует

действующим строительным нормам и правилам

Ответ на вопрос 4.

Техническая возможность внесения изменений в существующую внутридомовую

систему ГВС жилого дома №8 по ул. 3-я Степная имеется.

Ответ на вопрос 5.

Для обеспечения МКД, расположенного по адресу: г.Саратов, ул. 3-я Степная, д.8

бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими

нормативным требованиям необходимо:

А57-21891/2018 10

установить циркуляционные насосы ГВС в ЦТП; выполнить обвязку

кожухотрубчатых водоводяных подогревателей в ЦТП (замена кожухотрубчатых

теплообменников на пластинчатые зависит от решений принятых в проекте), установить в

ЦТП узел учета тепловой энергии на нужды ГВС; восстановить циркуляционные

трубопроводы системы ГВС в ЦТП, между ЦТП и Жилым домом, а также в самом жилом

доме; установить в жилом доме узел учета тепловой энергии и теплоносителя; восстановить

нарушенную тепловую изоляцию на ответвлениях от магистральных сетей к Жилому дому.

До выполнения вышеуказанных работ необходимо разработать и согласовать

проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных сетей горячего

водоснабжения от ЦТП до жилых домов, на реконструкцию ЦТП и восстановление

циркуляционного трубопровода в Жилом доме.

Точные объемы и стоимость материалов, а также работ по реконструкции

внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП до жилого

многоквартирного дома может быть определена только после выполнения проектно-сметной

документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от решений

принятых в проекте.

Оценив выводы эксперта, суд пришел к выводу, что экспертом в полном объеме дано

заключение и оно содержит утвердительные ответы на поставленные вопросы суда.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые

оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, обязанность

доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом

(убытками) и противоправными действиями причинителя вреда лежит на заявителе.

В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ

доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и

другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых

арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих

требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие

значение для правильного рассмотрения дела.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого

доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их

совокупности.

А57-21891/2018 11

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его

проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют

действительности.

Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими

доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее

установленной силы.

Суд признает достаточной ясность и полноту заключения эксперта Шипитько И.А.

С учетом результатов проведенной экспертизы суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), товарищество

собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке,

установленном разделом VIII ЖК РФ; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов

собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка

владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для

предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, и

пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений

общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные

интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим

имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать

благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего

имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также

предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Спорное имущество, эксплуатируемое ПАО «Т Плюс», и переданное в безвозмездное

пользование на основании договора № 155 от 01.01.2006 г., не соответствует проектным схемам

(отсутствует необходимое оборудование в ЦТП). Установка данного оборудования и приведение ЦТП

к проектным схемам является реконструкцией и техническим перевооружением, которые

финансируются за счет источников, указанных КУИ города Саратова дополнительно, который

является уполномоченным представителем собственника (муниципальное образование «Город

Саратов») (пункты 1.4., 2.2.4. договора).

В соответствии с пунктом 2.2.3 договора ссудополучатель обязан поддерживать имущество в

исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного

имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному

ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом

регулирования тарифов.

А57-21891/2018 12

Пунктом 2.2.4 договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от

01.01.2006 г. № 155 предусмотрено, что работы по модернизации, реконструкции и

техперевооружению финансируются за счёт источников, указанных Ссудодателем дополнительно.

Согласно положений статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 3 части

1 статьи 85 Федерального закона №131-ФЗ «Федеральный закон от 06.10.2003 «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления

обязан обеспечить принятие на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой

вещи, признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.

Таким образом, реконструкция восстановление трубопровода горячего водоснабжения,

расположенного между ЦТП и жилым домом, а также ЦТП, на основании пункта 2.2.4. договора

безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 г. №155, относится к

компетенции собственника — муниципального образования «Город Саратов».

В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования

одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное

пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том

состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном

договором.

Согласно статье 695 Гражданского кодекса РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь,

полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и

капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором

безвозмездного пользования.

В соответствии с частью 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по

достройке, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического назначения

оборудования, сооружения или иного объекта повышенными нагрузками и (или) другими новыми

качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с

совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и

осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных

мощностей, улучшения качества продукции.

Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение схемы

горячего водоснабжения жилого дома №8 по ул. 3-я Степная города Саратова не входит в

обязанности лица (ПАО «Т Плюс»), которому собственник передал имущество в

безвозмездное пользование.

В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗот 08 октября

2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» (далее — Закон № 131-ФЗ») к

А57-21891/2018 13

вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского

округа электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения

населения топливом.

Согласно статье 51 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени

муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются

муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми

актами органов местного самоуправления.

Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава

муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской

городской Думы № 67-649 от 18 декабря 2005 года.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что собственнику

трубопровода горячего водоснабжения, расположенного между ЦТП и жилым домом, а также

ЦТП, в силу имеющихся в деле доказательств, норм права, а также согласно заключению

судебной экспертизы для подачи надлежащего качества горячего водоснабжения в спорный

жилой дом необходимо выполнить указанные в заключении эксперта требования (действия).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита

нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав

может осуществляться указанными в ней способами. Данная норма права не устанавливает

для субъектов гражданских правоотношений ограничений в выборе способа защиты права и

не исключает возможности использования нескольких способов защиты. Следовательно,

право выбора способа защиты принадлежит стороне правоотношения.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и

обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами,

а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом

или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства

порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны

исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний

отказ от исполнения обязательств не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно

лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное

А57-21891/2018 14

действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо

воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника

исполнения его обязанности.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательства

положение статьи 12 Гражданского кодекса РФ как один из способов защиты гражданских

прав предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных

образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности,

органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами,

определяющими статус этих органов.

В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель

средств местного бюджета — орган местного самоуправления, бюджетное учреждение,

имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и

получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией

расходов соответствующего бюджета.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет

бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или

договором.

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред,

причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий

(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо

должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего

закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного

самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны

Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального

образования.

В силу указанной статьи администрация муниципального образования «Город

Саратов» представляет интересы муниципального образования, является главным

распорядителем бюджетных средств муниципального образования, в связи с чем,

обоснованно привлечена в качестве ответчика по предъявляемому требованию к

муниципальному образованию.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации от 22.06.2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными

судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» должником в обязательстве по

А57-21891/2018 15

возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия)

государственных органов, органов местного самоуправления является публично-правовое

образование, а не его органы.

Кроме того, внутриквартальные тепловые сети от ЦТП до жилого дома, ЦТП на

балансе комитета по ЖКХ не числятся.

Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является

муниципальное образование «Город Саратов» в лице Администрации муниципального

образования «Город Саратов».

В отношении Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации

муниципального образования «Город Саратов» суд считает необходимым в иске отказать.

С учетом вышеизложенного, суд также отказывает в иске к ПАО «Т Плюс», Комитету

по управлению имуществом г. Саратова, Комитету по финансам Администрации

муниципального образования «Город Саратов».

Ответчиком Администрацией МО «Город Саратов» заявлено о пропуске срока исковой

давности истцом. Суд находит данное заявление несостоятельным ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если

законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо

узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим

ответчиком по иску о защите этого права. Суд приходит к выводу о недоказанности

ответчиком того обстоятельства, что истец узнал или должен был узнать о нарушении своего

права за пределами срока исковой давности в три года.

Более того, в действиях (бездействии) муниципального образования усматривается

длящееся правонарушение, при котором срок исковой давности признать пропущенным со

стороны истца не представляется возможным.

Также в указанной ситуации следует руководствоваться абзацем пятым статьи 208

Гражданского кодекса Российской Федерации (о нераспространении исковой давности на

требования собственника), поскольку у истца отсутствует в данном деле свой собственный

интерес, отличный от интересов собственников и жильцов многоквартирных жилых домов,

которых касается настоящий спор.

Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

при принятии решения арбитражным судом суд решает вопрос о распределении судебных

расходов.

Также подлежат распределению судебные расходы, связанные с проведением судебной

экспертизы.

А57-21891/2018 16

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к

судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся

денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам,

расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг

адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы

юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным

законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные

лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого

принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в

деле, в разумных пределах.

Истцом при подаче искового заявления в федеральный бюджет была оплачена

государственная пошлина в размере 6 000 руб.

В ходе рассмотрения дела истцом на депозитный счет платежным поручением были

внесены денежные средства в сумме 25 000 руб. в счет оплаты судебной экспертизы.

Учитывая, что исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, судебные

расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, а также расходы по оплате

государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика — муниципального образования

«Город Саратов» в лице Администрации муниципального образования «Город Саратов» в

пользу истца.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Обязать Муниципальное образование «Город Саратов» в лице администрации

муниципального образования «Город Саратов» в целях обеспечения помещений

многоквартирного дома № 8 по ул. 3-я Степная г. Саратова бесперебойным горячим

водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам

предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в

А57-21891/2018 17

многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства

Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:

разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП (по адресному ориентиру: г.

Саратов, ул.Буровая, дом 9) с целью осуществления подготовки и подачи горячего

водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией. В соответствии с техническими условиями

теплогенерирующей компании и нормативными документами;

в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП (по

адресному ориентиру: г. Саратов, ул.Буровая, дом 9);

разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул.Буровая, дом 9) до жилого дома № 8 по ул. 3-я Степная г. Саратова с целью восстановления циркуляционных трубопроводов ГВС и подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с представленными техническими условиями

теплогенерирующей компании и нормативными документами;

в соответствии с согласованным проектом провести модернизации и тепловую

изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП (по адресному

ориентиру: г. Саратов, ул.Буровая, дом 9) до жилого дома № 8 по ул. 3-я Степная г. Саратова,

в том числе, — выполнить восстановление циркуляционных трубопроводов горячего

водоснабжения с их теплоизоляцией.

В отношении остальных ответчиков в иске — отказать.

Взыскать с муниципального образования «Город Саратов» в лице администрации

муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального

образования «Город Саратов» в пользу ООО «Дома Контакт» судебные расходы по оплате

судебной экспертизы 25 000 рублей и оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления судебного акта в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в

порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через принявший решение

в первой инстанции арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом

решения.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока

со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

А57-21891/2018 18

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в

соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации.

Судья Е.В. Михайлова

Представленная информация носит справочный характер
Администрация сайта не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов.